Как развить рынок строительных материалов

1292

Рынок производства строительных материалов в Казахстане не самый развитый. Это факт, к которому мы привыкли. Ожидалось, что появление крупных иностранных игроков-ритейлеров в этой сфере несколько изменит ситуацию, но как таковых «качественных скачков» пока не наблюдается. О том, как вообще влияют крупные игроки из сферы продаж на местное производство рассказал президент ОЮЛ «Казахстанская ассоциация промышленности строительных материалов» Марал Томпиев.

президент ОЮЛ «Казахстанская ассоциация промышленности строительных материалов» Марал Томпиев

 

- На ваш взгляд, какие сферы производства строительных материалов, возможных для продажи в крупных магазинах, достаточно развиты в Казахстане?

- У нас кроме сухих смесей, красок и некоторых видов строительной химии, отделочных материалов казахстанского производства почти нет. Есть небольшой объем производства дверей, труб и фитингов. 

Что касается бетона, пластиковых окон, цемента, бетонных и железобетонных изделий, пеноблоков, кирпича и прочих строительных материалов, то они в магазинах не продаются, их заказывают, непосредственно, строительные организации. Отделочные материалы, ванны, сантехника, керамическая плитка, обои, шурупы, фурнитуры и многое другого - этого производства у нас практически нет, если и производится, то в очень маленьком масштабе. Одним словом, рынок отделочных материалов у нас не совсем развит. Такие материалы, как паркет, ламинат, ДСП, USB – это все завозится. 

- Что касается открытия иностранных гипермаркетов, то они на производство местных отделочных материалов фактически не повлияли…

- Да, выход иностранных игроков практически не повлиял на производителей – какой был объем продаж, такой и остался. Только немного произошло перераспределение рынка – небольшая часть объема с базаров переместилась в магазины. К тому же, крупные торговые сети «ломают» цену за счет объема продаж плюс долгосрочная отсрочка платежей – тот же принцип, как и у всех сетей тоже не способствуют развитию производства. 

- Как вы считаете, как рынок будет дальше развиваться?

- Крупные гипермаркеты будут просто завозить те же самые иностранные товары только в больших объемах и могут разорить мелких и средних импортёров. Местные импортеры, которые раньше завозили аналогичный товар могут просто со временем обанкротится и уйти с рынка, и теперь крупные игроки уже смогут монополизировать рынки за счет больших объемов продаж в сетях. Возможно, будет примерно такой же эффект, как на рынке пищевых продуктов – появилась крупные торговые сети, как Рамстор, Магнум и другие, а многие мелкие магазины на первых этажах по соседству просто закрылись. Фактически кардинального влияния на производителей пищевых продуктов так и не произошло, только изменилось положение ритейлеров.  

- При каких условиях крупные игроки могли бы повлиять на рынок? 

- Крупные иностранные игроки могли бы повлиять на рынок если бы у нас хотя бы больше половины отделочных материалов производилось в стране, тогда объем их мог увеличиться.  

- Что необходимо сделать, чтобы рынок производства материалов все же развивался?

- Нужны инвестиции в производство, а не привлечение крупных иностранных торгово- посреднических компаний. Нужно чтобы открывались современные заводы, для чего необходимы специальные правительственные программы по отрасли, также длинные и не слишком дорогие кредиты. У нас же банки второго уровня в производство не хотят вкладывать. Например, чтобы открыть автоматизированный завод по производству кафельной плитки требуется около 100 млн евро. Иностранные заводы, которые и поставляют продукцию – все автоматизированы, у них давно прошла 4-5 технологическая революция и полное цифровое управление производством с использованием робототехники, где нет ручного труда. Совсем уровень другой. 

Еще статьи по теме

Технологии позволяют делать быстрее, качественнее и дешевле, но с меньшим сроком службы Технологии позволяют делать быстрее, качественнее и дешевле, но с меньшим сроком службы Я люблю одержимых педантов Я люблю одержимых педантов Мастеров сейчас на рынке очень мало Мастеров сейчас на рынке очень мало
Перейти к списку статей

Список рубрик